Где государству взять деньги на увеличение гражданских расходов

https://saturn-inv.ru/logotype/IMG_SIZE.php?token=584bbb978914912d99306b1b60077122&ID_PNG=7103861&kartinka_png=http%3A%2F%2Fnimfa-ekb.ru%2F__kartinka%2F16_01_2018%2F20180115_www.gazeta.ru_102902.png&size_png=250

Одним из самых заметных для миллионов людей экономических и социальных изменений в России после президентских выборов-2018 может стать увеличение бюджетных расходов на человеческий капитал и инфраструктуру — проще говоря, на улучшение качества нашей с вами жизни. Однако само по себе увеличение таких расходов не гарантирует улучшения. Во-первых, на это еще надо найти деньги. Во-вторых, эффективно их потратить. А поиски дополнительных источников расходов на гражданские нужды при нынешнем состоянии российской экономики запросто могут привести к принятию непопулярных мер — в частности, повышению налогового бремени и пенсионного возраста.

В СМИ снова заговорили об обсуждении увеличения расходов на образование, здравоохранение и инфраструктуру — после президентских выборов.

Фактически, на действительно масштабный бюджетный маневр деньги можно взять из двух источников: перераспределить внутри или добрать дополнительно. С перераспределением сложно: у кого-то нужно отнять. У полиции? А если она станет дольше ехать на вызов? У армии? У кого? Второй вариант – добрать, причем, добрать быстро. То самое повышение налогов (так президент неоднократно обещал не повышать), рост заимствований, повышение пенсионного возраста, продажа чего-то из государственного, вывод части бизнеса из тени? Но и тут у каждой опции свои но — ни одна из них (может, лишь помимо займов) не может гарантировать одномоментного получения нужной суммы в срок.

В частности, из средств, запланированных консолидированным бюджетом ушедшего 2017 года на пять основных статей расходов — Общегосударственные расходы, Национальная оборона, Национальная безопасность, Образование и Здравоохранение — именно последняя имеет самую высокую долю, больше четверти. Общая сумма трат консолидированного бюджета на здравоохранение в 2017 году должна была составить 3,5 трлн рублей, или 11% всей расходной части. При этом собственно в федеральном бюджете на здоровье государство планировало потратить 389 млрд рублей. Такая гигантская разница объясняется тем, что основные расходы на медицину приходятся не на федеральный бюджет, а на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — 1,7 трлн руб. в 2017 году. Этот фонд пополняется региональными отчислениями за неработающее население и страховыми взносами работодателей в размере 5,1% от зарплаты каждого работника. В общей сумме ассигнований на пять основных направлений бюджетной системы расходы на образование в 2017 году должны были составить 23,3%, или 3,1 трлн руб. Это меньше, чем на здравоохранение, но больше, чем на оборону. И такое соотношение предполагается сохранить как минимум до 2019 года. Впрочем, в какие-то годы в номинальном выражении расходы федерального бюджета падают.

Причем и с наличием денег в казне, несмотря на исчерпанный в конце 2017 года Резервный фонд, дела обстоят не так плохо. В частности, Минэкономразвития планирует на 2018 год — впервые с 2011-го профицит федерального бюджета, то есть превышение доходов над расходами в размере около 1% ВВП. Для сравнения, в 2016 году, когда дефицит бюджета РФ был рекордным в этом десятилетии, он доходил почти до 4% ВВП, а по итогам 2017 года должен составить примерно 1,5%.

Только все эти цифры сами по себе мало что говорят. Важен контекст. Важно, как работают деньги, выделяемые государством на самые благие и понятные народу цели.

В частности, еще в декабре 2013 года министр здравоохранения России Вероника Скворцова констатировала, что в России хронически не хватает врачей. Сейчас в стране на десять тысяч жителей приходится около пяти врачей первичного звена, что в два — два с половиной раза ниже, чем требуется в соответствии с нормами Всемирной организации здравоохранения, — говорила она тогда. С тех пор врачей в России точно больше не стало: в стране, в том числе в столице, шли сокращения медицинского персонала.

Собственно, сам президент неоднократно говорил о том, что врачи и учителя должны получать зарплату не ниже, а то и выше средней зарплаты бюджетников во всех регионах.

Можно ли повышать налоги ради таких благих целей — особенно в ситуации, когда доходы населения снижаются четыре года подряд, а экономика в последние месяцы 2017 года почти прекратила и без того не слишком большой восстановительный рост после двух лет спада? Можно, но для этого критически важно гарантировать людям прозрачность их использования и создать возможности контроля общества за расходами государства. Чтобы мы видели, как тратятся государством наши деньги. К тому же, при всех налоговых хитростях и реформах, главным источником реального роста расходов на человеческий капитал станет состояние российской экономики.

Кроме налоговых маневров или смягчения бюджетной политики, государству важно изменить некоторые ценностные установки. Осознать, что качественная медицина и образование не меньше работают на укрепление той же национальной безопасности, чем танки и ракеты. Что эффективно расходовать казенные деньги при организации работы действующих или строительстве новых больниц и школ — не менее важно, чем при производстве новейшего оружия. Что новые качественные дороги, чье строительство будет финансироваться из средств консолидированного бюджета, способны уменьшить число жертв в ДТП — и значит тоже работают на безопасность. Что если в стране будут качественная медицина и образование — непременно будет расти наша экономическая мощь, которая в современном мире имеет не меньшее значение, чем военный потенциал.

Собственно, бюджет с человеческим лицом — важнейший элемент социального государства, которым вполне может и в идеале должна стать Россия. Таким государством, где уровень жизни человека, создание возможностей его профессиональной и творческой реализации, становятся важнейшей задачей государственного управления. Для этого недостаточно просто придумывать хитроумные схемы поиска денег — надо менять саму парадигму формирования бюджета. Исходить из того, что не человек существует для государства, а государство для человека.

Дата публикации: 16-01-2018 - подробнее...


Другие новости:

Дмитрий Песков (АСИ) назначен спецпредставителем президента РФ по цифровому и технологическому развитию

Глава государства Владимир Путин назначил директора направления Молодые профессионалы Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрия Пескова своим специальным представителем по вопросам цифрового и технологического развития. Соответствующий указ подписан президентом России и опубликован 10 июля 2018 года на сайте Кремля.

Зарплаты все: кризис добрался до зажравшихся Москвы и Питера

Зарплаты в частных компаниях в Москве и Санкт-Петербурге перестали расти. Такой вывод можно сделать, изучив обзор за первое полугодие 2018 года, подготовленный компанией HeadHunter. При этом зарплаты бюджетников выросли.Причем, как пишет rbc.

Shenzhen Capital и УК Лидер создают совместный фонд

Китайская фирма венчурных и прямых инвестиций Shenzhen Capital и УК "Лидер" создают Российско-китайский технологический фонд (РКТФ) объемом $100 млн.В планах фонда инвестировать до $10 млн в компании, работающие в том числе на рынках энергетики, IT и телекоммуникаций, а также помощь в их выходе на китайский рынок.

Общество в состоянии неопределенности

Как пишут СМИ, Президент России следит за реакцией общества на пенсионную реформу. Ранее же сообщалось, что Владимир Владимирович не занимается реформой, а что касается его рейтинга, который слегка упал, то это для него совершенно не проблема.

Российских чиновников научат работать в цифровой экономике

Чиновников, предпринимателей и школьников научат работать с технологиями будущего. Программа обучения для них стартует 10 июля во Владивостоке. Среди "учеников" около 200 госслужащих из 34 регионов страны. Их научат принимать решения без коррупции.

Эксперты: пенсионный возраст может убить экономику

По статистике, больше половины людей после выхода на пенсию продолжают работать, сообщает vesti. ru. Силы и желание еще есть, опыт дает преимущество перед молодыми. Между тем, чем больше трудоспособного населения, тем больше взносов идет в Пенсионный фонд.

Алексей Кудрин: На выполнение майских указов средств может не хватить

Председатель Счётной палаты заявил, что в министерских документах обозначены только три из 47 показателей, установленных указом президента..Глава Счетной палаты Алексей Кудрин вновь выступил в привычном амплуа скептика. В ходе парламентских слушаний он засомневался, хватит ли денег в бюджете на выполнение новых майских указов президента.

Финансовый рынок
Новости